сщмч. Андрей Ясенев

.

Жизнеописание священномученика Андрея Ясенева.

 


12 августа 1868 года в небольшом селе Ясенок, расположенном на берегу речки Малая Мостья Рязанской губернии, в семье дьякона Иоанна Ясенева произошло радостное событие. Его супруга Феодосия Семеновна родила сына.

На восьмой день мальчика понесли крестить. В местной церкви Покрова Божией Матери, в которой служил его отец дьякон Иоанн, к такому событию приготовились заранее. Приехали крестные родители, гости и, когда все были готовы, привезли младенца. Дьякон Иоанн попросил священника назвать сына в память о своем отце Андреем.

Священник окрестил мальчика в честь мученика Андрея Стратилата, память которого совершалась в тот день. Ни родители, ни крестивший священник и не думали в тот радостный день, что новокрещеный младенец повторит судьбу своего небесного покровителя, мученика Андрея, пострадавшего за веру во Христа.

Андрей воспитывался в духе благочестия. От своих сверстников он отличался тем, что с детства помогал отцу в храме, в остальное же время помогал в семье по хозяйству. С ранних лет Андрей впитал в себя любовь к богослужению. По окончании церковно-приходской школы юноша уже твердо избрал путь служения Богу и, спросив родительского благословения, поехал в Рязань для поступления в духовную семинарию.

1 сентября 1889 году Андрей обвенчался со своей супругой Любовью Михайловной.
29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, Андрей Ясенев был рукоположен епископом Михайловским Феодосием во дьякона. В этот день во время литургии будущему отцу Андрею суждено было читать Апостольское послание в Деяниях, в котором рассказывалось, как апостол Филипп встретил Эфиоплянина, читающего отрывок из книги пророка Исайи: «как овца, ведён был Он на заклание, и, как агнец пред стрегущими Его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижение Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? Ибо возьмется от земли жизнь Его»(Деян. 8, 32-33.) Эти пророческие слова ежедневно будет вспомнить отец Андрей в последние дни своей земной жизни.

В течение двух лет дьякон Андрей прослужил в Крестовоздвиженской церкви села Верхние Рясы Спасского уезда.
В 1891 году 22 апреля, на второй день святой Пасхи, во Владимирской церкви Рязанской духовной семинарии епископ Феодосий рукоположил дьякона Андрея в сан священника. 12 лет отец Андрей служил в семинарском Владимирском храме. На протяжении своего служения он нес различные послушания: от заведующего книжным складом до эконома семинарии. За примерное и безупречное служение отец Андрей был награжден грамотой, медалью императора Александра III и наперсным крестом.
В 1913 году отец Андрей был переведен в Успенский собор г. Егорьевска. Одновременно он был назначен заведующим церковно-приходской школой в деревне Вишневой, расположенной в двух километрах от города, и законоучителем в Егорьевской гимназии для мальчиков и приходской школы для девочек.

Семья отца Андрея поселилась в доме на Соборной улице (ныне улица Островского). Это был небольшой дом с мезонином. Все, кому посчастливилось бывать в этом доме, погружались в атмосферу уюта, заботы и гостеприимства. В летнее время во дворе всегда был накрыт стол и дымился самовар. Супруга отца Андрея, Любовь Михайловна, была домохозяйкой и воспитывала шестерых сыновей: Константина, Алексея, Сергия, Бориса, Дмитрия, Александра и дочку Катеньку. Пока батюшка был занят служебными делами, его домочадцы хозяйничали по дому.

В 1914 года отец Андрей был назначен заведующим Егорьевской миссионерской библиотекой.

Народ полюбил отца Андрея за его внимательное и сердечное отношение к людям. Он одинаково по-доброму относился ко всем. Особенно любили его детишки- школяры, для которых он был не только учителем, но и другом. Сколько было радости в детских сердцах, когда они вместе с батюшкой наряжали Рождественскую елку, разучивали колядки, готовили подарки.

Но недолгой оказалась детская радость. В 1917 году вышел декрет об отделении школы от Церкви, а Церкви от государства. По всей России стали закрываться монастыри и храмы. На священников начались гонения. Не избежал этой участи и Егорьевск. К двадцатым годам атеизм усилился. В городе прекратились крестные ходы, а вместо них стали проходить митинги и демонстрации. С горечью в душе отец Андрей наблюдал из окна собора, как по городу шли люди с транспарантами атеистического характера. Как и во всех городах, в Егорьевске появился союз воинствующих безбожников, призывающих к закрытию церквей. Многие жители, особенно коммунисты и комсомольцы, под влиянием пропаганды проникались духом вражды к Церкви они снимали домашние иконы и публично их сжигали.

В 1928 году в Исполком Совета депутатов от «группы лучших рабочих г. Егорьевска» поступило предложение закрыть Успенский собор и Троицкий храм и превратить их в центры культуры и просвещения. В 1929 году Троицкий храм был закрыт. Единственной радостью для монахинь закрытой обители стали службы в соборе, в который перешла большая их часть. В течение пяти лет шла переписка о судьбе собора и, наконец, Президиум Всероссийского Исполнительного Комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов 10 сентября 1933 года вынес решение: «Так называемый собор ликвидировать». Голос верующих людей был бессилен. Священникам и монашествующим вообще запрещалось писать какие- либо жалобы. Священники вместе с монахинями разоренного монастыря переехали в Алексиевский храм на улице Нечаевской. Немногие святыни удалось им спасти от вандализма, среди спасенных чудотворная икона святителя Николая Чудотворца и икона святителя Алексия Московского с частью его святых мощей.

В 6 часов утра 17 апреля 1935 года в городе вместо благовеста прогремели взрывы. Это был взорван главный, больше века простоявший Успенский (Белый) собор.

Спустя два месяца Постановлением Мособлисполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 11 июня 1935 года была закрыта Казанская церковь. В ней была устроена библиотека. Через четыре года, в 1939 году, неизвестные лица подожгли Георгиевский Красный собор. Так как собор был деревянный, он сгорел дотла.
Несмотря на такое кощунство, отец Андрей продолжал свое служение. Он находил в себе силы не только служить Богу, но и утешать верующих людей.

За многолетнее служение Церкви Христовой протоиерей Андрей Ясенев был награжден митрой и одной из высших церковных наград,- правом совершать Литургию с открытыми царскими вратами до «Херувимской песни».
К тому времени отец Андрей с семьей переехал в дом, расположенный на переулке Конина. В его дом часто приходили священники, монахи и просто прихожане. Он был рад всем. Не рады были только те, чье сердце изнывало от жестокости и ненависти.

18 января 1938 года следователь НКВД вызвал на допрос соседа отца Андрея по дому.
- Скажите, что известно Вам об антисоветской деятельности Вашего соседа протоиерея Андрея Ясенева?
- Через несколько дней после выборов в Верховный совет я случайно встретился с Ясеневым около дома. Я спросил, ходил ли он голосовать? На это он мне ответил: «Ходить-то ходил голосовать, да только ведь вы, коммунисты, все равно выберете того, кого захотите, а нас как преследовали, так и будете преследовать. Напрасно советская власть устраивает гонения на духовенство. Этим она озлобляет народ, ведь народ еще остался верен Православной Церкви, а если некоторые рабочие и не ходят в церковь, то это только из-за боязни, что их будут преследовать за это, а вот, когда сменится власть, увидите как все пойдут в церковь...» Проживая в одном доме с Ясеневым, я часто вижу, как к нему заходят попы и другие служители религиозного культа, а также заходит много неизвестных мне лиц. Иногда засиживаются у него до поздней ночи. О чем уж там у них идут разговоры, не знаю.
Не знал тогда коварный доносчик, что своими показаниями, занесенными в протокол, он сохранит пророческие слова отца Андрея: «Народ еще остался верен Православной Церкви, а если некоторые рабочие и не ходят в церковь, то это только из-за боязни, что их будут преследовать за это, а когда сменится власть, увидите, как все пойдут в церковь».

После доноса соседа вечером того же дня в дом отца Андрея прибыла следственная группа. Предъявив ордер на обыск, группа принялась за дело. Сколько унижения, надругания, варварства и хамства пришлось пережить семье отца Андрея. Отлучиться из дома было невозможно, выходить по необходимости можно было только под конвоем. Невыразимое чувство обиды наполняло сердце каждого, находящегося в доме. Обыск продолжался всю ночь. Наизнанку было вывернуто все: документы, книги, семейные альбомы. Повсюду разбросана посуда, белье. Иконы были вынуты из окладов и валялись на полу. Снег, приносившийся на сапогах, таял и превращался в лужи. В слезном молчании встречал отец Андрей Крещенское утро. После обыска дом был перевернут. На полу в вперемешку с грязью валялись иконы, столовые приборы и постельные принадлежности. Стоял чад сигаретного дыма. Собравшись с силами, отец Андрей пошел в храм на службу.

Спустя четыре дня, 23 января, отец Андрей был арестован и заключен в егорьевскую тюрьму, где его допросил следователь НКВД.
- следствию известно, что у Вас на квартире часто собираются попы и другие лица духовного звания, а также разные другие лица. С какой целью собираются эти лица?
- действительно, у меня бывают священники и другие лица духовного звания по церковным служебным делам, так как я являюсь благочинным Егорьевского района; граждане же ко мне приходят с просьбами для совершения религиозных обрядов;
- при обыске у Вас обнаружены списки лиц служителей религиозного культа по Егорьевскому району. В числе прочих вопросов имеется вопрос о судимости. Для чего Вам нужно знать сведения об их судимости?
- форма послужного списка с графой о судимости стандартная из Московской Патриархии. Для чего потребовались сведения о судимости служителей, я не знаю.
- при обыске у Вас также обнаружены списки лиц церковных советов и двадцаток по церквам Егорьевского района. Причем, в списке имеется графа о судимости этих лиц и где они работают. Для чего Вам нужны эти списки, и тем более сведения об их месте работы и судимости?
- эти списки требовались Московской Патриархией.
- у Вас при обыске обнаружена записка священника Никольского, в которой он просит разъяснить ему, как проводить службу в день выборов в Верховный Совет; дайте показания по существу этой явно антисоветской записки;
- мне самому непонятно, почему священник Никольский обратился ко мне с подобным вопросом. Он должен знать Советскую Конституцию; я ему на эту записку не ответил;
- у Вас при обыске обнаружена записка игумена Пимена из села Ксенофонтово с явным клеветническим содержанием на Советскую власть; он пишет, что органы Советской власти, якобы, гоняют крестьян на работу, чтобы не дать им возможности посещать церковь;
- считаю, что записка является антисоветской и клеветнической; почему он мне эту записку написал — не знаю; я ему на эту записку не ответил;
- заявляли ли Вы в какие- либо органы советской власти о двух этих записках?
- никаким органам советской власти я не заявлял;
- таким образом, Вы скрыли от органов советской власти антисоветские выступления этих лиц?

- этим фактам я не придавал значения;
- Вы обвиняетесь в активной антисоветской деятельности; признаете ли Вы себя виновным?
- Виновным я себя не признаю.
- Следствию известно, что на протяжении ряда лет Вы ведете антисоветскую деятельность. Дайте по существу этого вопроса показание.
- Антисоветской деятельности я не веду.
Признания отца Андрея ничего не дали для гонителей христиан. К моменту заключения в егорьевскую тюрьму отцу Андрею было неполных 70 лет. 44 дня находился он под стражей, время от времени вызываемый на допросы. Хорошую одежду у него отобрали, а выданная быстро износилась, от работы. В камере было сыро и холодно, вследствие чего он не прекращал болеть. Много раз, стоя на молитве, вспоминал он слова пророка Исайи, которые он читал в день своей дьяконской хиротонии: «как овца, ведён был Он на заклание, и, как агнец пред стрегущими Его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижение Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? Ибо возьмется от земли жизнь Его»
Вызванный на допрос дьякон Кутуков, 31 января 1938 года дал показания:
«Андрей Ясенев группирует вокруг себя духовенство, вернувшееся из лагерей и ссылок, и назначает их служить на приходы, вместе с ними активно занимается антисоветской деятельностью, под видом хора группирует монашествующих, многие из которых уже отбыли ссылку»
4 февраля 1938 года отец Андрей был допрошен еще раз:

- с какого времени Вы являетесь благочинным Егорьевского района?
- с ноября 1936 года; был также благочинным с 1929 года по март 1934 года;
- кем назначаются служители религиозного культа по Егорьевскому району?
- назначение служителя производится епископом по ходатайству общины и благочинного;
- с какой целью Вы группировали вокруг себя ранее судимых за антисоветскую деятельность служителей религиозного культа?
- специально я их не группировал. Служители религиозного культа, ранее судимые за антисоветскую деятельность и являющиеся сейчас служителями Церкви в городе Егорьевске и Егорьевском районе, прибыли с разрешения епископа. Те же служители, которые ранее высылались из Егорьевского района и вновь возвратившиеся в Егорьевский район, получали назначения на должности служителей по их заявлениям, которые я направлял епископу, и только с его разрешения они назначались служить в ту или иную церковь.
- следствию известно, что Вы с их помощью вели антисоветскую пропаганду; дайте показания, кто из них входил в контрреволюционную организацию;
- никакой организации я не создавал и не вел никакой агитации.
По запискам, найденным при обыске, ничего не значащим по содержанию, не им написанным, отца Андрея приговорили к смерти. После всех допросов он был переведен в Таганскую тюрьму города Москвы. 27 февраля тройка НКВД приговорила отца Андрея к расстрелу.

Протоиерей Андрей Ясенев был расстрелян 7 марта 1938 года на полигоне Бутово и погребен в общей безвестной могиле.
Немного пережив своего мужа, Любовь Михайловна скончалась, так и не узнав о трагической судьбе своего супруга. Каждый раз на ее запросы отвечали, что он жив и здоров. Дети отца Андрея были объявлены как дети «врага народа». Им пришлось бежать из Егорьевска и долгое время скрываться. Спустя несколько лет весь Советский Союз узнает имя инженера Дмитрия Андреевича Ясенева, одного из создателей первого шагающего экскаватора. Но это уже другая история.
Неужели настолько слаб был священник, чтобы противостоять своим врагам? Не слабость это, а сила! Сила духа, не сломленного, свободного. Сила, которая не зависит от течения времени и людей. Сила эта Божья, которая, по словам Христа- Спасителя, в немощи совершается.

 по материалам официального сайта: "Егорьевское благочиние"